Интервью хореографа Инги Гурвич

30 дек

Интервью хореографа Инги Гурвич

(0 голосов)
размер шрифта

В ноябре 2022 года, по случаю юбилея X фестиваля «Адмиралтейское танго» организаторы мероприятия выпустили журнал «Доверие в лицах», где собрали интервью сотрудников и участников фестиваля. Хореограф нашего проекта Инга Гурвич рассказала подробнее о себе, «Преодолей-ке», опыте выступлений коллектива на сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева.

 

«Меньше всего я интересуюсь тем,

как люди двигаются,

 меня интересует, что ими движет»

Пина Бауш.

 

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, немного о себе, осветите те моменты вашей биографии, когда вы для себя открыли мир танцев. Где постигали азы вашей профессии?

Мир танцев открыла для себя в самом детстве, когда родители привели меня в танцевальный коллектив. Они водили меня на гимнастику, пробовали отдать в бальный танец, потом в народный, там я и осталась. До 24-х лет танцевала и выступала в образцовом коллективе России ансамбле фольклорного танца «Созвездие», в городе Петрозаводске, где я родилась. Там же и начала практиковать преподавание, хотя профессионально пошла в другую сторону. Первое высшее образование получила в ПетрГУ на строительном факультете ПГС, став инженером-проектировщиком. Параллельно изучала современный танец для себя, а когда пригласили преподавать, уже работала по специальности, совмещая свою профессию с танцами. С этого периода начала интересоваться искусством современного танца и перформанса, в связи с этим в 2016 году переехала в Санкт-Петербург, где было больше возможностей. Театральное искусство открыла для себя ещё в «Созвездии», где преимущественно исполняли областные народные танцы: карельские, вепсские, финно-угорские. На данный момент являюсь студенткой выпускного курса в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по направлению «Народная художественная культура», специальность «Хореография».

Легко ли давались вам танцы изначально?

Мои родители танцевали в коллективе моей бабушки, Коноваловой Хилмы Адамовны, в городе Кемь. Родившись в такой семье, изначально мне танцы давались достаточно легко. А в целом, это зависит от того, какую задачу перед собой ставишь.

В какой момент и как вы поняли, что танцы это нечто большее для вас, чем просто хобби? Как это произошло, что вам для этого нужно было?

Это произошло с того момента, когда я познакомилась с современным танцем. Мой первый учитель танца Модерн — Марина Острецова, и как только я увидела, как она двигается и как дружит с гравитацией, поняла, что хочу этим заниматься. Интересно то, что, приехав в Санкт-Петербург, и, познакомившись с коллективом «Преодолей-ка» (название коллективу придумал Евгений Альбертович Ёлкин — художественный руководитель), открыла для себя программу Е.А. Ёлкина, основанную на вертикали, которую образует сила притяжения планеты. Ёлкин Е.А. писал о законах Вселенной, которые, собственно, и обуславливают всю хореографическую деятельность. Танцы — это не только про литературу, литература — это образная составляющая, а вертикаль, гравитация — это то, что нас объединяет несмотря на разность культур, это физические составляющие. Один мой учитель современного танца, Антон Вдовиченко, называет это нейтральными силами.

Есть ли люди в этой профессии, которые стали для вас авторитетами, за которыми вы последовали, и которым благодарны по сей день?

В сфере современного танца — Марина Острецова, Алина Венедиктова, Ольга Лабовкина, Антон Вдовиченко, Александра Конникова, Руслан Баранов, Фрей Фауст и другие учителя системы «Аксис Силлабус» (axis syllabus). В ансамбле фольклорного танца «Созвездие» в Петрозаводске — это Вахтеров Николай Гаврилович и его супруга Наталья Алексеевна — с самого детства я обучалась народному танцу и сценическому исполнительству у них, воспитывалась в атмосфере сплоченного коллектива. В инклюзивном танце авторитетным наставником для меня стал Ёлкин Евгений Альбертович, он же художественный руководитель проекта «Преодолей-ка».

В чём разница между, например, фольклорным танцем и танго? Я имею в виду не хореографию, а разницу в эмоциональных ощущениях.

Танго — танец дуэта мужчины и женщины с высокой эмоциональной составляющей, танец, передающий отношения — страсть двух людей, их внутренние состояния. Народный танец отражает культуру народа. У народного танца — своё развитие, а танго стало частью спортивного танца. Русский народный танец отличается игровым оттенком, переплясом, он подразумевает некую соревновательность, кто кого перетанцует. Юноши — ловкостью, а девушки — плавностью. Сейчас, работая с детьми, мы обращаемся к народному искусству, тем более этот год в России провозглашён годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Возможно ли научиться владеть своим телом настолько, чтобы выразить всё, что ты чувствуешь?

Наши чувства даже без нашего намерения, бессознательно выражаются, а как осмысленно их выразить в художественной форме, как это преподнести и зачем — это уже вопрос хореографа, балетмейстера. Есть люди с ограниченными возможностями, которые не научатся владеть своим телом полноценно, но выразить чувства они смогут. Это выражение может быть простым или сложным, в зависимости от связи тела и сознания. Связь тела и сознания определяет владение телом, она сложная и во многом загадочная, исследователи движения в современном танце ее изучают.

В парных танцах, например, как можно синхронизировать пару, если у них диссонанс между собой? Должно ли быть психологическое соответствие между ними?

Да, и это прекрасное поле для преодоления своих «нравится» — «не нравится». Какие качества помогают вам продвигаться в этой профессии? Дисциплинированность (надо) или вдохновение (хочу)? Я стараюсь уходить от «надо» и раскрывать то, что «хочу». В процессе моего воспитания я очень часто слышала «надо», как-то смирилась с этим и приняла. Но сейчас, на данном этапе своей жизни, я понимаю, что это больше не работает, меня это больше уже не тянет. В работе с моими учениками «преодолейцами» слово «надо» звучит очень редко. Не все дети пришли с огромным желанием танцевать, и в начале очень много приходилось думать над тем, как их заинтересовать. Основным двигателем для меня является исследование и становление моей личности как профессионала. Также мне в работе очень помогает чувство юмора, а дисциплинированность организует сам процесс работы. Я смотрю на детей, интересуюсь ими и одновременно расту сама. Меня это вдохновляет. В работе с учениками я могу быть требовательна, как педагог и хореограф, а могу поддержать и понять, как друг. С каждым годом я вижу прогресс и динамику в том, как я веду занятия и общаюсь с детьми.

Как давно вы специализируетесь в преподавании танцев на колясках?

С 2016 года, как приехала в Санкт-Петербург и нашла работу хореографом. Хотя первоначально планировала найти работу по первой специальности, в проектировании, а получилось в Проекте «Преодолей-ка». Еще одно интересное пересечение смыслов. Мне попалась вакансия хореографа в инклюзивном проекте, а до этого в жизни с людьми с ограниченными возможностями я не встречалась, и у меня не было никаких представлений об этом. Я шла туда с интересом познакомиться и узнать, что это такое. Скорее всего, когда только переезжаешь в другой город, ты открыт для всего нового… мне понравилось здесь и, как видите, продолжаю работать.

С какими психологическими сложностями могут столкнуться ваши ученики?

У нас в «Преодолей-ке» занимаются ученики разных возрастов, самой юной участнице коллектива 6 лет, самой взрослой — около 50 лет. Команда у нас дружная и сплочённая, многие ребята в проекте с самого основания. Наш коллектив пополняется, но происходит это медленно и поэтапно, за последний год к нам присоединились две участницы. С психологическими трудностями наши ученики сталкиваются в большей степени на этапе адаптации, когда им приходится выходить из привычной комфортной домашней среды и «встречаться» со своими страхами, неуверенностью, физическими и социальными ограничениями и преодолевать их. Через познание себя и своих возможностей ребята раскрываются и приобретают смелость в танце и в общении с окружающими. Тревоги, слезы, разочарования сопутствуют также на всех этапах рождения танцевального номера, ведь танец — эмоциональная жизнь в том числе. А психологическая картина ложится в основу психологии произведения.

Есть ли возможность оцифровать результаты вашего труда? Помните ли вы, сколько человек вы обучили танцам?

В течение 6 лет я работаю именно в инклюзивном коллективе с бэкграундом народного, народно-сценического и современных танцев. Сейчас в университете эти знания уточняются, с научной точки зрения подкрепляются. Сколько человек я обучила за этот период? — никогда не задумывалась об этом и не считала, если честно. Было много учеников в индивидуальной форме обучения. Если говорить в целом о коллективе «Преодолей-ка», то сейчас у нас 20 человек. Занятия идут 5 дней в неделю. Структура работы проекта такова: я веду индивидуальные занятия с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата; и веду несколько групповых занятий. Главное групповое занятие — это инклюзивное. Инклюзивное занятие — это занятие, в котором здоровые дети объединяются с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата для создания общего танца вокруг важной для всех темы, а также идею может подать каждый. Хореографическая работа в «Преодолей-ке» связана с интеллектуальным трудом, поэтому сохранный интеллект является базовым условием. На всё это я смотрю как на возможность рефлексировать на физику в теле, как я чувствую, как на меня давит стул снизу, как это пропустить наверх, как физические процессы происходят в теле, как это отследить, как это замечать, и как научиться этим управлять.

Как реагируют сами ученики на свои результаты и достижения в танцах? Насколько они рады своим «ДО» и «ПОСЛЕ»?

Результат и достижение в танцах не потрогать, это очень длительный процесс. Когда живешь состоянием творчества, тогда ты одержим, это тебя питает постоянно, непрерывно. Это дар на всю жизнь. Танец как высшая школа движения, меняет человека, вырабатывает новые рефлексы, динамические стереотипы и отношения к жизненным вопросам.

Как можете охарактеризовать своих учеников? Какие они по своей натуре? Можете поделиться интересными моментами творческого процесса, связанными с вашими учениками?

Замечательные, они все очень разные, добрые. Какие-то качества, которые я сама поддерживаю и развиваю в себе, развиваются и в коллективе, скорее всего. Ведём разговоры о дружбе, например. В последнее время они стали самостоятельнее, готовы показать, что умеют, готовы сами что-то придумать и это меня очень радует. Я подбираю упражнения и движения танцев с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, сохраняя перспективу развития этих возможностей.

С какого года вы сотрудничаете с фестивалем «Адмиралтейское танго»? Расскажите, пожалуйста, о подготовке к фестивалю.

В 2017 году мы впервые участвовали в фестивале «Адмиралтейское танго», узнали информацию через руководителя и начали подготовку к нему. Мне нравится то, что в «Адмиралтейском танго» в самом начале года задают тему, и это служит поводом сочинить что-то новое, интересное. Ежегодно задают различные темы. Мы, благодаря заказам фестиваля, сумели воплотить в жизнь красивую сказку — «Сад, где цветы говорили» по мотивам «Алисы в стране чудес», дуэт со мной и Марией Калининой «Быть или не быть», танец «Поиграем?!». Мне нравится то, что фестиваль проходит в ТЮЗе, а в прошлом году из-за пандемии всё происходило не на зрителя, а на камеру. Была организована профессиональная видеосъёмка выступлений на высоком уровне, за что отдельная Вам благодарность!

Как вы можете отметить роль танцев на колясках в вашей жизни, в жизни коллектива в целом и отдельного участника? Возможно, есть истории преодоления?

Случаи, когда фестиваль сыграл важную роль в чьей-то жизни? Конечно. Танец «Быть или не быть» с участием Марии Калининой на фестивале «Адмиралтейское танго» в 2019 году стал первым ее шагом к принятию коляски как танцевального инструмента. С ней — со взрослым человеком, у которого есть свой ребёнок, моменты преодоления были самые сложные, но и самые значительные. Сейчас совместно с Марией и еще одной девушкой на коляске мы разрабатываем инклюзивный танец свинг (swing dance) в ритме рок-н-ролла и с джазовой музыкой Бенни Гудмена. Целенаправленно осваиваем новые поддержки, работу в паре с коляской. Поскольку для нас это новое направление, а в Москве, в «Преодолей-ке» Евгений Альбертович много работал с парами с коляской, он нам активно помогает. Это огромная партнёрская работа, ведь надо не только себя удержать, но также необходимо уловить контакт и передавать энергию друг другу. Вот здесь начинается очень интересная работа.

Действительно, у вас очень интересная и приятная профессия, вы ведёте своих учеников «через тернии к звёздам», и наградой, я уверена, вы видите счастливые лица. Бывают ли у вас моменты эмоционального выгорания?

Конечно. И чаще всего выгорание происходит в преддверии какого-то нового открытия. В безвыходном положении найти решение бывает сложно. Для того, чтобы справиться с эмоциональным выгоранием я практикую прогулки, современный танец, терапию, медитации, общение с друзьями, кстати, и народные танцы в этом очень помогают.

Какова ваша миссия в благородном проекте «Адмиралтейское танго»? Ради чего всё это?

Моя миссия в этом проекте — сделать мир лучше, вложить что-то свое. «Адмиралтейское танго» в этом помогает — дает площадку, возможность говорить со зрителем.

Какие у вас есть пожелания к проведению фестиваля? Может быть, есть предложения по развитию данного направления? (мастер-классы, весенний сбор, выступления на сцене СК «Юбилейный», на сцене у Исаакиевского собора и др.).

Было бы интересно осваивать новые площадки и сцены города, здание Манежа, например, и какие-то открытые площадки, более доступные для горожан.

 

Прочитано 597 раз Последнее изменение %AM, %30 %467 %2022 %10:%дек
Super User

Lorem ipsum dolor sit amet, consetetur sadipscing elitr, sed diam nonumy eirmod tempor invidunt ut labore et dolore magna aliquyam erat, sed diam voluptua. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla eos et accusam pariatur.

Сайт: www.bdthemes.com Эл. почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Адреса проведения занятий

  • г. Москва, Бережковская набережная, д.20 стр.64

 

Часы работы

Понедельник 9:00 - 19:00
Вторник 9:00 - 19:00
Среда 9:00 - 19:00
Четверг 9:00 - 19:00
Пятница 9:00 - 19:00
Суббота 9:00 - 19:00
Воскресенье 9:00 - 19:00